ru Русский
ru Русский

34. Здание Русско-азиатского банка

В архивных документах за 1879 г. упоминается каменный двухэтажный дом гражданки Екатерины Федоровны Башкиной. Известно, что в 1880 г. в жилом доме по Никольской улице размещалось Астраханское отделение Волжско – Камского коммерческого банка.
По купчей крепости от 1889 г. домовладение Башкиных было приобретено астраханским купцом Николаем Петровичем Григорьевым. Уже в июне 1889 г. Григорьев Н.П. приступает к перестройке углового дома.
Предположительно все строительные работы производились по проекту архитектора Вальдовского – Варганека В.Б. и были закончены, по-видимому, в 1910 г. Архитектором была удачно решена задача по реконструкции фасадов углового дома в монументальных представительных формах и придания фасадам всего комплекса доходных домов архитектурной законченности. Насыщенность архитектурными деталями фасадов домов по улице Скаржинская постепенно убывает по мере удаленности от улицы Никольская. Угловое здание банка имеет величественный вид за счет надстройки второго света над окнами второго этажа и возвышающегося купола со шпилем на крыше. Похоже, реконструкция была произведена не только по инициативе владельца домовладения, но и банковского капитала.
В начале XX в. домовладение состояло из трёх доходных домов, плотно примыкающих друг к другу и образующих замкнутый двор с въездом в него с ул. Скаржинская. В домах размещались жилые, доходные помещения: магазины, банк, контора. Внешний облик зданий являл собой своеобразную рекламу источника прибыли – недвижимости.
В 1923 г. домовладение было муниципализировано. Предположительно до 1926 г. в угловом доме находилось Астраханское отделение Всероссийского Кооперативного банка, с конца 1926 г. – курсы учётно-кредитных работников, а потом учётно-кредитный техникум. С марта 1932 г. по 1965 г. технологический техникум.
С 1989 г. во всем бывшем домовладении Н.П. Григорьева находится Астраханский областной театр кукол.


The archive documents dated 1879 mention a two-storied stone house owned by Ekaterina Fedorovna Bashkina. It is known that in 1880 Astrakhan Branch of Volzhsko-Kamsky Commercial Bank was housed in the resident building in Nikolskaya Street.
Astrakhan merchant Nikolay Petrovich Grigoryev purchased the Bashkin’s housing estate under the title deed dated 1889. In June of 1889 Grigoryev started the reconstruction of the corner house.
The construction works are supposed to have been carried out according to the project of architect V.B. Valdovskiy-Varganek and had apparently been finished by 1910. Thanks to the architect’s great solution, the facade of the corner house acquired representative monumental image and all the facades of the multi-family residential building complex were brought to an architectonic unity. Abundance of architectural details in house design of Skarzhinskaya Street gradually decreases as it gets further away from Nikolskaya Street. The corner building of the bank has a stately appearance due to the addition of sky light over the windows of the second storey and the dome with a spire on top.
Not only the household owners but also bankers seem to have contributed to the reconstruction.
In the early XX century, the household consisted of 3 adjoined guesthouses forming a closed yard with the entrance from Skarzhinskaya Street. The buildings housed apartment and commercial spaces such as shops, banks and offices. The building exterior design was a peculiar advertisement of real estate as a source of income.
In 1923 the household was municipalized.
The corner building housed the Astrakhan Branch of the Russian Cooperative Bank approximately until 1926, starting from the end of 1926, the courses for accounting and credit workers were held there and then it became home for the Accounting and Credit College. From March 1932 to 1965, the Technological College was located in the building.
Since 1989, the entire N.P. Grigoryev’s housing estate has been used by the Astrakhan Regional Puppet Theatre.