ru Русский
ru Русский

19. Колокольня Благовещенского женского монастыря

На перекрёстке улиц Советской и Калинина сохранились постройки Благовещенского женского монастыря. Возникновение женской обители на этом месте относится к началу XVIII в., до этого времени здесь находится Вознесенский мужской монастырь. Вознесенский монастырь был первым церковным строением за пределами Кремля и Белого города на территории, которая получила название Земляного города. На прямоугольной центральной части храма стояли два небольших барабана закруглённой формы с миниатюрными главками, увенчанными ажурными крестами. Внутри Благовещенского собора как центральный, так и боковой придел украшали трёхъярусные иконостасы. Устроены они были в начале XVIII столетия. В 1706 г. Вознесенский монастырь был упразднён, это стало следствием политики Петра I, направленной на упразднение монастырского землевладения. В опустевший монастырь были переселены сёстры из женского монастыря, и он стал именоваться Благовещенским. В марте 1906 г. игуменья монастыря испрашивала разрешения астраханского епископа Георгия (Орлова) на строительство новой колокольни по выбранному плану. Строительство начато было в 1905 г., на приобретённом у города участке земли. Строительство шло успешно и закончилось в сентябре 1907 г. Окончательный подсчёт израсходованных сумм показал, что колокольня обошлась гораздо дороже, чем предполагали. Это произошло оттого, что благотворители монастыря, в особенности известный астраханский купец С.В. Носков, превзошли ожидания игумении и монахинь, отчего появилась возможность строительства в более широких размерах. Построенная в 1907 г. в изящном древнерусском архитектурном стиле, колокольня имела три яруса и находилась над святыми вратами при входе в обитель с западной стороны. Колокольня имела около 60 м. в вышину и покоилась на прямоугольном основании «святых врат». Далее шёл первый мощный шестигранный ярус, с шестью малыми прямоугольными окошками в нижней его части и шестью круглыми – в верхней. Второй и третий ярусы имели более ажурные воздушные формы с шестью большими окнами для звона каждый. Венчал колокольню венцеобразный купол с позолоченными яблоком и восьмиконечным крестом. Вверху колокольни под куполом в виде бордюра была выведена церковнославянскими золотыми буквами надпись: «Благословен грядый во имя Господне». Наибольший колокол весил 6,9 тонн. На верхней его части была сделана надпись: «Благовествуй земле радость велию», а на нижней: «В царствование императора Николая Александровича сооружён в женский Благовещёнский монастырь в Астрахани при игумении Зинаиде, попечителе Стефании и монахине Платониде». Под колокольней располагались святые врата – главный вход в обитель. Над входом была сделана надпись полукругом: «Радуйся Благодатная, Господь с Тобою». Внутри святых врат были написаны священные изображения. С 1918 г. в помещениях монастыря размещались один из стрелковых полков 11 Красной армии, лазарет, приют «для морально дефектных детей», «детский городок». Фактически со времени размещения в обители военных частей и лазаретов Благовещенский монастырь перестал существовать. В 1922 году монастырской общине было отказано в перерегистрации, в конце 1920-х годов были разрушены пустовавшие церкви и колокольня монастыря. В 1949 году сохранившееся монастырские постройки были переданы областному военкомату. В настоящее время часовня Святителя Николая восстановлена и открыта для верующих. Проводятся мероприятия по восстановлению остальных монастырских сооружений.

At the corner of Sovetskaya and Kalinin Streets, one still can see the survived buildings of the formerly Blagoveshchensky Convent. The history of the convent began at the beginning of the 18th century, before this place had been occupied by ancient Voznesensky (Ascension) Monastery. . Voznesensky Monastery was the first ecclesiastical building, constructed out of the territory of the Kremlin and White City. This territory obtained the name of Earth City. The rectangular central part of the Convent had two small rounded drums with miniature heads crowned with chiseled crosses. On the inside, both the central and the side chamber of the Blagoveshchensky Convent are decorated with three-storied iconostases. They date back to the 18 century. In 1706 the Voznesensky Monastery was closed due to the policy of Peter the Great that was aimed at elimination of monastery land ownership. The nuns from the former convent were resettled to the empty Monastery and it acquired the name Blagoveshensky. In March 1906 the Mother Superior of the Covenant asked the Astrakhan bishop Georgy (Orlov) to give a permission for construction of a new bell-tower according to the chosen plan. The construction begun in 1905 on the piece of land bought from the city. The construction was a success and it was finished in September of 1907. The final calculation of expenditures showed the bell tower construction cost a lot more than it was expected. It happened because the monastery almsgivers, especially a famous Astrakhan merchant S.V. Noskov, exceeded the Mother Superior and the nuns’ expectations. Therefore, there was a possibility to increase the scale of construction. The exquisite Old Russian style bell-tower was built in 1907. Having three tiers, it was situated above the holy gate at the west-wing entrance to the Convent. The bell-tower was 60 meters tall and stood on the rectangular base of the “holy gate”. Then there was the first heavy hexagonal tier with six small rectangular windows it its lower part and six round windows in the upper part. The second and third tiers had more delicate and airy features with six large windows for knelling. The bell-tower was crowned with a crown-like dome with a gild apple and an eight-pointed cross. At the top of the bell-tower under the dome there was a frieze with an inscription with golden Church Slavonic letters that ran as following: “Blessed is he who comes in the name of the Lord”. The biggest bell weighed 6,9 tons. Its top part had an inscription that ran: “Preach this great joy to the world”, and the lower part inscription said “In the reign of the emperor Nikolay Aleksandrovich the Blagoveshensky Convent was built in Astrakhan under abbess Zinaida, trustee Stafaniya and nun Platonida”. Under the bell-tower there was the Holy Gate – the main entrance into the Convent. Above the entrance there was a circumscription that said: “Hail, full of grace, the Lord is with thee”. The inside of the Holy Gate was decorated with frescoes. Since 1918 the Coventry has been used as the Red Army’s 11th rifle regiment base, a hospital, an orphanage for “morally defective children” and “children’s community”. In fact, since military bases and hospitals were placed in the Blagoveshensky Convent, it ceased to exist. In 1922, they denied Monastery Community’s will to reregister, in the end of the 1920s the empty Monastery churches and the bell-tower were destroyed. In 1949 the surviving Monastery buildings were assigned to the regional military registration and enlistment office. Nowadays the monastery buildings are being reconstructed.