ru Русский
ru Русский

16. Мариинская Женская гимназия

Мариинская женская гимназия в Астрахани преобразована в 1867 году из женского училища 1-го разряда открытого в 1860 году. В те времена основные здания гимназии располагались на углу улиц Смоленской (Шелгунова) и Спасской (Молодой Гвардии), два корпуса. На участке, который занимала гимназия, в начале 20 века располагался сад гимназии, который был огорожен каменным забором. Еще в конце XIX века неоднократно вставал вопрос о постройки нового здания гимназии, по ветхости старых корпусов. Сбор средств на строительство корпусов был начат в 1895 году, но строительство было отложено из-за войны 1905 года. Самыми большими благотворителями оказались купцы Захаров и Губин. Образцовый фасад был привязан к местным условиям архитекторами П.И. Каржинским и К.К. Домантовичем. Последний являлся «архитектором гимназии». Строительство здания гимназии официально было закончено в 1910 году.
Выразительная архитектура псевдоренессанса здания гимназии, занимающего угол улиц Московской и Смоленской как бы замыкает перспективу центральной улицы Белого города, и стройным, изящным силуэтом формирует объемно планировочную структуру в центральной части города. Угол здания выделен граненой ротондой с завершением куполом, напоминающим купол флорентийского собора архитектора Брунеллеско, который совмещает в себе черты готики и ренессанса. Его яйцевидный силуэт родственен готической стрельчатой арке, его ребра, облицованные металлом, напоминают о готических нервюрах. Вместе с тем простота и ясность формы, купол, бесспорно, является украшением здания. Небольшие оконные проемы с завершением в форме полуциркульной арки, изящный архитектурный декор в виде легких аркатурных поясков придают зданию именно стиль и дух архитектуры ренессанса. В 1909 году для гимназии было построено здание с церковью и актовым залом.
Ныне это здание занимает Астраханская Государственная Консерватория.


In 1867 a girls’ school of the first class, opened in 1860, was reorganized into Mariinskaya Girls’ Gymnasium.  During that time two main buildings of the gymnasium were situated at the corner of Smolenskaya (Schelgunova) and Spasskaya (Molodaya gvardiya) streets. In the very beginning of the 20th century there was a gymnasium garden, with a stone fence around it, on the territory of the school. In the late 19th century the issue of new gymnasium building arose several times, as the old one was decayed. In 1895 the process of fund raising started, but the construction was postponed because of the war in 1905. P.I. Karzhinsky and K.K. Domantovich merged the classic façade with the environment. K.K. Domantovich was the architect of this classical school. In 1910 the process of building was officially finished. Expressive pseudo-renascence architecture of the gymnasium, which is situated at the corner of Smolenskaya and Spasskaya streets, gives the finishing touch to the perspective of the White Town central street, and its slender graceful outlines determine the town planning structure of the center of the city in its full brightness. The corner of the building is noticeable for the lobed rotunda, which is crowned with a dome, resembling the Florentine cathedral dome, designed by the architect Brunelleschi, who combined gothic and renaissance styles. Its egg-shaped form is akin to a gothic lancet arch, the hips are metal-lined and resembles gothic arch ribs. Due to the plainness and lucidity of the form the dome is a decoration of the building. Small window openings, which are topped with semi-circular arches, elegant architect décor in the form of the ornamental blind arcade give this building a style and a spirit of renaissance. In 1909 a church and an assembly hall were all constructed for the gymnasium. Astrakhan State Conservatory occupies this building at the moment.