ru Русский
ru Русский

1. Астраханский кремль (Пречистенская колокольня)

В 1558 г. в низовьях Волги, на высоком бугре, окруженном топями и болотами, военным инженером дьяком Разрядного приказа И.Г. Выродковым была заложена первая деревянная крепость, с мощными засыпными стенами, раскатами и башнями. Конфигурация Астраханского кремля была продиктована рельефом местности, в плане он получил форму прямоугольного треугольника, вытянутого вершиной на юго-запад.
Деревянная крепость была перестроена в камне в период правления Иоанна IV Грозного и Бориса Годунова – в 1582- 1589 гг. В Астрахань для возведения кремлевских стен и башен направлялись «казенные» мастера. Возглавляли строительство крепости московские мастера городового дела Михаил Иванович Вельяминов, Григорий Овцын и дьяк Дей Губастый. Для строительства использовали старую татарскую плинфу, которую привозили с развалин золотоордынских городов. Каменный кремль был построен по типу Московского кремля. Стены, башни завершались двурогими зубцами с двумя полукружиями наверху и седловиной между ними, так называемым «ласточкиным хвостом». Зубцы были прорезаны бойницами «навесного» боя, из ручного огнестрельного оружия. Ширина стены колеблется от 2,8 до 5,2 м., высота от 7 м. до 11 м.
На территории Астраханского кремля располагается 22 объекта культурного, оборонительного и культового зодчества. Астраханский кремль излюбленное место отдыха гостей и жителей города. В настоящее время Астраханский кремль является одним из филиалов Астраханского музея-заповедника. В нем действуют экспозиционные комплексы на территории Артдвора и Артиллерийской (Пыточной) башни, башня Красные ворота, Гауптвахта.


Deakon Dey Gubasty, town planners Mikhail Ivanovich Velyaminov, Grigory Ovtsyn. Sovetskaya Street, Trediakovsky Street, Lenin Street. In 1558 in the lower Volga on a high hill surrounded by marshlands and bogs, military engineer deacon of the Razryadny military order I.G. Vyrodkov laid down the first wooden fortress with strong masonry filled walls, wooden platform for cannons and towers. The layout of the Astrakhan Kremlin was determined by the ground relief so it was planned as a right-angled triangle with the vertex pointed to the South-West.
The wooden fortress was rebuilt as a stone one under the reign of Ivan the Terrible and Boris Godunov in 1582-1589. State masters were sent to Astrakhan to build the walls and the towers of the Kremlin. The construction of the Kremlin was headed by the Moscow town planners Mikhail Ivanovich Velyaminov, Grigory Ovtsyn and deakon Dey Gubasty. They used old Tatar plinthite which was brought from the remains of the Golden Horde towns. The stone Kremlin resembled the Moscow Kremlin. Both the walls and the towers ended with the doubled battlements so-called “swallowtails”. The battlements were cut with the loopholes, so called “pechuras”, for plunging gunfire from harquebuses. Depending on the thickness of the walls the width of the platforms varies from 2,8 to 5,2 m, the height varies from 7 to 11 meters.
Nowadays there are 22 objects of cultural, defense and church architecture on the territory of the Astrakhan Kremlin. The Astrakhan Kremlin is the haunt of fashion of the city dwellers and the guests of the city. At present the Astrakhan Kremlin is a branch of the Astrakhan reserve museum. There are exhibition complexes on the territory of Artillery court and Artilleriyskaya Tower (Torture Chamber), the Krasnye Gate Tower and the Guardhouse.