ru Русский
ru Русский

Впервые в Астрахани будет исполнена «Домашняя симфония» Рихарда Штрауса


Астраханский театр Оперы и Балета приглашает астраханцев и гостей города на концерт «Величие иллюзий. Штраус. Рахманинов».

1 февраля художественный руководитель и главный дирижёр Валерий Воронин предлагает слушателям  Symphonia domestica («Домашнюю симфонию») Рихарда Штрауса и 3-й фортепианный концерт Сергея Рахманинова с одной из ярчайших пианисток современности —Софьей Гуляк.

Первое произведение симфонического концерта — автобиографичная тема «Домашней симфонии» Рихарда Штрауса. Она  решена в плане поэтизации бюргерского быта — это запечатлённые в музыке картины мирной семейной жизни самого композитора. Пианист Святослав Рихтер, когда его спрашивали — чем бы он хотел продирижировать, называл именно эту вещь. Рихард Штраус – последний классик немецкой музыки,  а его произведение  Symphonia domestica крайне редко исполняется в России.

Штраус откровенно называет героем своих сочинений себя: «Я не вижу, почему бы мне не написать сим­фонию о самом себе. Я нахожу себя не менее интересным, чем Напо­леон или Александр … Знаете ли вы хотя бы одного композитора, который, сочиняя музыку, изображал что-либо другое, а не самого себя?». И он посвящает Домашнюю симфонию «моей дорогой жене и нашему мальчику», портреты которых, наряду с его собственным, ри­сует эта музыка. Несмотря на внешнюю простоту поставленных задач, Р. Штраус создаёт грандиозное симфоническое полотно, которое за прошедшие сто лет было представлено в репертуаре лучших дирижеров и лучших оркестров мира.

Что касается фортепианных концертов, то заслуженно почитаемых шедеврами, не так мало.  Но Концерт №3 для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова, вписанный в Серебряный век России, с грандиозными надеждами и не менее грандиозными разочарованиями, где если тоска — то вселенская, где если страсть (порыв) (воодушевление)  — то до самых пределов, — концерт особенный. И требует соразмерного исполнителя.

В одном из интервью Софья Гуляк признаётся, что Сергей Рахманинов — один из самых её любимых композиторов : «Его музыка мне очень близка. Это личность, композитор и пианист колоссального масштаба… Ну а его Третий концерт — это ведь исповедь, которая никого, по-моему, не может оставить равнодушным, тем более музыканта, исполняющего это поистине великое произведение».

Софья Гуляк — пианистка, взорвавшая своим исполнением залы разных стран, музыкант, за чьими плечами победы в десятках международных конкурсов. Её имя знают во всём мире.  Сегодня она — профессор Королевского колледжа музыки в Лондоне. До этого были спецшкола, консерватория и ассисентура в Казани, обучение в Италии, Франции и Великобритании, лауреатские звания нескольких десятков международных конкурсов, среди которых конкурсы самого высокого ряда: Бузони, Маргариты Лонг, Шумана. В 2009 году она была признана лучшей на одном из самых сложных и престижных конкурсов — конкурсе пианистов в Лидсе (Великобритания), где до неё побеждали только мужчины. Она вошла в «высшую лигу» пианистов исполнителей, и сейчас у неё концерты в лучших залах, с лучшими оркестрами, работа в жюри, участие в фестивалях, мастер-классы на всех континентах. Истинные ценители смогут лично оценить талант гениальной пианистки Софьи Гуляк, а тот, кто впервые хочет услышать живое исполнение классической музыки, не будет разочарован. Виртуозное исполнение Софьи Гуляк оставит незабываемые впечатления.

Художественное руководство театра Оперы и Балета не идёт по пути упрощения творческих задач и в симфоническом концерте «Величие иллюзий. Штраус. Рахманинов» ставит перед собой цель — представить сочинения в соответствии с авторской партитурой.  Для этого дополнительно приглашаются музыканты из других городов России.

Поэтому для исполнения «Домашней симфонии» Рихарда Штрауса в Астрахань едут оркестранты из Элисты,  Ставрополя, Санкт-Петербурга, в оркестр вливаются музыканты из камерного оркестра Астраханской филармонии (струнные не менее 62 человек — это пожелание автора). Профессор из Москвы Филипп  Нодель будет в симфонии солировать на Goboe d, amore (похоже, что этот инструмент в последний раз звучал в Астрахани во время доперестроечных гастролей ансамбля «Мадригал»).

По материалам Астраханского театра Оперы и Балета