В Астраханском театре Оперы и Балета состоялась мировая премьера оперы — рассказа Сергея Дягилева «Мальчик у Христа на ёлке»

«Мальчик у Христа на ёлке» — одновременно и самый человечный, и самый трагический рассказ Ф.Достоевского. По свидетельству жены Фёдора Михайловича, А. Г. Достоевской, «Мальчик у Христа на ёлке» принадлежал к числу тех художественных произведений из «Дневника писателя», которые писатель в конце жизни ценил больше всего.

Астраханский театр Оперы и Балета  прикоснулся к этому сочинению и  представил на все времена актуальный, жизненный, очень глубокий,  трагический, но вместе с тем светлый спектакль. В прологе оперы  писатель  погрузил зрителей в эту драматическую историю, рассказывающую о встрече с мальчиком, и его непростой судьбе.

Музыку к опере написал композитор дирижёр, потомственный музыкант Сергея Дягилев 14 лет назад. В год 200 — летия Ф. М. Достоевского произведение нашло своих первых зрителей. Кроме того, музыкант выступает автором либретто к спектаклю. Талантливый композитор не первый год работает с театром Оперы и Балета.  На его музыку на сцене театра с успехом идут балетный  спектакль «Пиаф. Я не жалею ни о чём» и комедия — водевиль «Беда от нежного сердца». Композитор является правнучатым племянником известного русского антрепренёра, автора «Русских сезонов» в Париже С. П. Дягилева.

Воплощать непростой сюжет и давнюю мечту композитора взялись выпускники знаменитого ГИТИСа: режиссёр Юлия Хубатуллина, художник — сценограф Валида Кажлаева, художник по костюмам Фёдор Архипов, режиссер по пластике Наталья Шурганова. Эту возможность им предоставил проект «Арт — про — движение». Автор проекта — художественный руководитель и главный дирижёр Астраханского театра Оперы и Балета Валерий Воронин.

«Мальчик у Христа на елке» — это новый стиль, актуальный музыкальный язык со сложной ритмической структурой, сложный для исполнения. В Астраханском театре Оперы и Балета современная опера еще не ставилась, более того, никогда не осуществлялась постановка данного сочинения, перед режиссерско-постановочной группой и артистами стояла сложная задача — овладеть не только новым музыкальным языком, но и создать масштабное сценическое произведение  где слово  Достоевского превалирует над другими компонентами.

Спектакль обнажает пороки человечества, которые даже спустя столетия остаются с нами, и побуждает зрителя задуматься о том, как важно не привыкать к человеческим страданиям и проявлять  доброту и милосердие.