26. Дом Будагова

Одним из интереснейших зданий старой Астрахани представляется возведенный в 1910 — 1916 гг. на набережной Кутума особняк купца Ф.Х. Будагова. Место застройки особняка представляло собой участок северной набережной реки Кутум у впадения Чесноковского ерика. Место строительства Будаговым было выбрано не случайно, поскольку к началу XX в. северная набережная Кутума являлась одним из лучших районом Астрахани. Обращенная к центру города набережная буквально блистала богато декорированными фасадами. Строительные работы по возведению дома велись более 5 лет. С востока к участку застройки примыкала усадьба купца Шелехова, поражавшая современников пышностью своих «ренессансных» декораций. Известна версия, согласно которой Ф. Будагов поставил перед собой цель затмить впечатление, производимое особняком соседа, еще более грандиозным сооружением. Здание отличает совершенство пропорций, гармоничное соотношение частей и целого, достоинство и представительность. Вместе с тем, отмечается некоторая утрированность образа, присущая большинству ретроспективных построек.
Воссоздавая образный строй классической архитектуры, зодчий стремился подчеркнуть монументальность здания и одновременно избегнуть статичности форм. Парадные фасады плавно развернуты к улицам. Рустованный цоколь несет на себе четыре ионических колонны ротонды. Этажи объединяет мозаичная маршевая лестница, оформленная балюстрадой с массивными фигурными опорными тумбами.
Классический декор присутствует в основном в группе парадных помещении и вестибюле. Небольшой барельеф из античной мифологии, размещенный над порталом второго этажа, возвращает нас к теме служения музам, поклонения музыкальному искусству.
Несмотря на отдельные утраты и перестройки бывший дом Будагова в целом сохранил свои изначальные объемно-пространственные и декоративные характеристики, позволяющие отнести здание к числу наиболее интересных астраханских построек начала XX в. Художественное решение здания восходит к типу московских особняков конца XVIII – начала XIX в. Ярким образцом для подражания мог послужить знаменитый дом Юшкова, приписываемый архитектору В.И. Баженову: очевидна схожесть планов построек, решение их композиционного центра. Ретроспективное осмысление архитектурного образа проявило себя прежде всего в парадной части дома Будагова, предоставленной широкому обзору. В пластике уличных фасадов и парадных интерьеров здания автором проекта удачно передан художественный строй архитектуры русского классицизма.
Эксплуатация зданий его владельцами продолжалась после завершения строительства в течение двух лет. В 1918 г. в Городскую Управу приходила сестра Будагова и просила принять в свое ведение дом её брата. Владельческая линия здания обрывается в 1923 г. Будаговой Матреной Константиновной. С 1923 г. здесь находится Комиссариат народного здравия, а в 1926 г. – расположится Родильный приют, позднее преобразованный в Центральный Роддом Астраханского Горздрава.


Merchant Budagov’s mansion, erected on the Kutum River embankment in 1910-1916, is one of the most fascinating buildings of old Astrakhan. The place where the mansion was built was the part of the northern river bank where Chesnokovskiy duct fell flowing into the Kutum. Budagov’s choice of the location to build the mansion was not fortuitous: by the early XX century the northern Kutum bank was one of the best districts in Astrakhan. Radiating splendor of the decorated facades on the northern bank looked at the center of the city. The mansion had been constructed for more than five years. Merchant Shelehov’s Estate impressing contemporaries with the luxuriance of its renaissance decorations bordered the building site on the east. Some rumor asserts that Budagov was eager to excel his neighbor’s mansion and erect a more sublime building. It is characterized by perfect proportions, harmony of parts and whole, dignity and representativeness. However, the image seems a little bit overdone as it is often incident to vintage buildings.
Trying to repeat graphic array of classic architecture, he intended to emphasize monumentality of the mansion and avoid static shapes. The building stands with its front facing the street. Rusticated basement supports a rotunda with four Ionic columns. Mosaic flight stairs decorated with a balustrade and massive ornamental newels unite all the floors.
Classic decoration is generally present in piano nobile and anterooms. A small low relief from ancient mythology situated under the second floor doorway invokes the topic of devotion to Muses and deference to musical art.
Despite some losses and reconstructions the former Budagov’s House can be considered one of the most attractive buildings of the early XX century in Astrakhan as it has preserved its dimensional, spatial and ornamental characteristics. Artistic solution of the construction resembles Moscow mansions of the late XVIII and the early XIX centuries. The famous Yushkov’s House, attributed to the architect V. I. Bazhenov, could be a source of inspiration since the building plan and center of interest were obviously similar. The front part of Budagov’s House, seen from the distance, reveals retrospective conceptualization of the architectural image. The author of the project succeeded to reproduce the artistic system of Russian classicism architecture through a unity of street facades and interior environment of the building.
The owners of the House had been living there for two years after completion. In 1918 Budagov’s sister addressed the Administrative Board of the city and asked to take her brother’s house under supervision. Matryona Konstantinovna Budagova was the last owner of the house in 1923. From 1923 there had been the People’s Health Commissariat; in 1926, it became a maternity home which was turned into a Central Maternity House of Astrakhan Public Health Service later.